Часто бывает так, что сегодня ребенок увлекается конструированием, и родители находят ему соответствующий кружок. Завтра он уже увидел тренировку дзюдоистов, и как оказалось, всю жизнь мечтал бороться на татами. Но нельзя же одно бросать, другое начинать раз в полгода!? Не научатся ли дети таким образом «разбрасываться»? И вообще, надо ли следовать желаниям детей насчет увлечений, общения с друзьями, подарков?
Создавать возможности
Угадать заранее, кем станет малыш и что его по-настоящему заинтересует, проявляя недюжинные способности, родители не могут. Вот почему непременным условием воспитания является создание возможностей для развития маленького человека. Возможностей только много и они такие разные, ведь мир велик, а человеческая деятельность многополярна. Нужно дать ребенку испробовать большинство вариантов, чтобы он смог раскрыть свои таланты. Всем доступны музыка, спорт, танцы, литература... Постоянные походы по секциям и бассейнам изнурительны, но они необходимы, ведь родители не могут заранее знать, на что ребенок «западет», среагирует всем своим существом. Но и все другие попытки попробовать себя не пройдут даром, т.к. после них остаются сильные впечатления и полезные навыки.
Лекции Кена Робинсона
Очень поучительны в этом плане мини-лекции Кена Робинсона (портал TED). Это замечательный, веселый и глубокий человек передает слушателям массу поучительных историй о способностях детей. У него есть книга, изданная в России — «Призвание» (Робинсон К., Ароника Л. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. — 2010 год). Из прочих примеров Робинсон выделяет такой: одна девочка плохо училась в школе, постоянно отвлекалась, вертелась на уроках, чем очень раздражала учителей. Ей пророчили диагноз «гиперактивность», вместе с которым обычно идет школа для детей с особенностями развития.
Помощь психолога
Мама сводила дочь к психологу. Специалист посмотрел, что творит девочка во время их разговора с матерью, а затем предложил оставить малышку в кабинете, оставив включенной музыку. После чего доктор и мать пошли наблюдать за пациенткой через особое стекло. А та, оставшись одна, та тут же вскочила и принялась танцевать. Психолог тут же определил: «Она — прирожденная танцовщица», посоветовав отдать девочку в балет. Через несколько лет она считалась солисткой лучшей балетной труппы Великобритании, а затем и постановщиком мюзиклов, среди которых — знаменитые «Кошки». Таким образом, вовремя раскрыв призвание девочки, они помогли ей вырасти счастливой и успешной. Это и есть главная задача всех родителей — помогать ребенку искать «себя», а для этого надо создавать возможности.
Развивать потребности
Молодые люди, которым ничего от жизни не надо – зрелище грустное. Они просто пожимают плечами на все предложения хоть как-то разнообразить жизнь, подтверждая свой настрой отрицательным качанием головой.
|